Исторический очерк подробно
Последняя мишень
Австрию нельзя сегодня назвать автомобильной державой. То ли дело в начале века. Имена "Греф-Штифт", "Аустро-Даймлер" и, конечно же, "Штайр" звучали чаще, чем венский вальс.

Многие компании могут похвастаться конкретной датой своего основания. Но в истории Steyr-Daimler-Puch было два или три периода, когда всё начиналось с самого начала.


Когда в 1874 году Иоганн Штраус потряс весь цивилизованный мир своими "Сказками венского леса", оружейная фабрика Верндля отпраздновала десятилетие. Помимо винтовок и карабинов, здесь выпускали велосипеды, литейные машины, а также дуговые лампы и водяные турбины, что позволило Штайру стать первым городом в Австро-Венгерской империи, улицы которого освещались электричеством.
В 1889 году Йозеф скончался, оставив наследникам фабрику, на которой трудилось десять тысяч ударников капиталистического труда. Тогда же неподалеку, в Граце, бурную деятельность развернул молодой слесарь с банальным именем Йохан и ласковой фамилий Пух. Его цех по производству велосипедов разросся до размеров фабрики. И его двухколесные машины стали превосходить по качеству и надежности машины, выпускаемые "Штайром".
В самом начале двадцатого столетия "Штайр" продолжает выпускать массовым тиражом орудия для отстрела птиц и животных, "Пух" приступает к производству своего первого экспериментального автомобиля, а фирма "Даймлер" осваивает сборку своих машин в Австрии. После этого все три компании объединяются в единую производственную группу, хорошо известную сегодня.
Огромные заказы на вооружение, которые обрушились на компанию во время первой мировой войны, позволили всем трём заводам сделать гигантский рывок. "Штайр" стала самой крупной в Европе фабрикой огнестрельного оружия. Но ненадолго. Когда Германия и её союзники сложили оружие, страны-победительницы строго-настрого запретили им заниматься оружейным делом. Пришлось переквалифицироваться на автомобили. В конце двадцатых "Даймлер" выпускает на рынок спортивные и престижные машины с шести- и восьмицилиндровыми двигателями. Завод в Штайре, напротив, строит автомобили среднего класса. Это было очень прогрессивное решение.

"Steyr-220" вырос из "сотой" модели, появившейся впервые в 1934 году. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель мощностью всего 32 л.с., но эта относительно небольшая мощность позволяла машине с обтекаемым аэродинамическим кузовом развивать скорость до 100 км/ч, расходуя всего 10 литров бензина на 100 километров пути. Автомобиль производили до 1936 года, а затем, года мощность двигателя была увеличена на целых три лошадиные силы, он получил индекс "200".

На шасси модели "220" выпускались два вида кабриолетов. Один - стандартный, который стоил 6750 рейхсмарок. Другой, четырёхоконный, строила немецкая кузовная фирма "Глезер" в Дрездене. Она оставляла только основу кузова, а облицовку радиатора, крылья и капот изготавливала по собственным чертежам. Машины получались более обтекаемыми, но стоили подороже - 6900 рейхсмарок.

Черту подвела война. Она перечеркнула все планы компании по совершенствованию гражданских легковых автомобилей. Вся производственная активность была сконцентрирована на военных заказах, и заводы "Штайра" вновь возвратились к выпуску оружия, военного снаряжения и армейских вездеходов. В конце войны заводы были полностью уничтожены бомбёжкой.
Судьбы автомобилей чем-то похожи на судьбы людей - они порой так же извилисты, полны всевозможных причуд и хитросплетений. И так уж случается, что ни войны, ни катаклизмы не обходят их стороной, вынося на крутые дорожные и исторические виражи.
Вряд ли кабриолет "Steyr-220", герой нашего очерка, семьдесят пять лет тому назад в свою первую поездку по приветливым венским улочкам мог предложить, что уже через несколько лет он будет именоваться трофеем и сменить своего белобрысого хозяина, какого-нибудь Йохана или Франца, на генерал-лейтенанта Советской армии Соколова. Трофейная Германия, трофейная Япония постепенно обживали российские города и веси, став на какое-то время их естественными и привычными реалиями, служа образцами при создании новых отечественных автомобилей.
Шли годы... То, что было обыденным и распространённым, становилось экзотическим и редким. В 1965 году генерал продал свой трофей актеру, автогонщику, коллекционеру и большому любителю старых и редких автомашин Анатолию Стержакову. Удачное приобретение обошлось коллекционеру в 1300 рублей, но за ценой он не постоял ни в день покупки, ни после. Большой педант, Стержаков не мог допустить, чтобы на автомобиле стояли чуждые "Штайру" детали, и тратил уйму заработанных на съемках денег, доставая все необходимое у энтузиастов и автоантикваров в Таллинне и Риге. На одни только фирменные поворотники были истрачены две средние зарплаты! Даже утерянной крышке бензобака - и той умудрился найти "родную" замену.
Автомобиль платил любовью за любовь и всегда держался на ходу, развивая скорость до 110 км/ч. "Эх, бывало, в 70-х давали мы понюхать газку модным 21-м Волгам" - с удовольствием и мгновенно воскресшим азартом вспоминает Стержаков.
Автор(ы): А. Новиков